29 августа 2013 года Совет по стандартам утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Комментарии к ФГОС ДО
Нормативные документы по внедрению ФГОС ДО Челябинской области и
г. Челябинска
В МБДОУ ДС № 121 идет внедрение ФГОС ДО на основании приказов Управления по делам образования г. Челябинска, Управления образования Металлургического района "О внедрении ФГОС ДО в образовательных организациях", в соответствии с планами работ вышестоящих организаций. В МБДОУ ДС № 121 издан приказ о работе по внедрению ФГОС ДО, разработан план действий по внедрению ФГОС ДО, создана творческая группа, разработано Положение о Творческой группе, разработан план действий Творческой группы.
Понятие ФГОС
(англ. standart –
норма, образец) – «образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для
сопоставления с ними др. подобных объектов»
«Стандарт – комплекс
норм, правил, требований, которые устанавливаются на основе достижений науки,
техники и передового опыта; минимальные требования (к продукции),
устанавливаемые с целью защиты здоровья и безопасности потребителей; гарантии –
условия и механизмы, обеспечивающие беспрепятственное пользование правами и их
всестороннюю охрану»
Стандарт в образовании
должен выступать гарантией конституционного права российского гражданина, права
любого человека на качественное образование.
ФГОС - система
основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности,
отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и
системы образования по достижению этого идеала.
ФГОС ДО отражает
согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания
относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных
Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.
В соответствии с новым законом «Об
образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало
самостоятельным уровнем общего образования. Как отметила директор Департамента
государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Анастасия
Зырянова, "с одной стороны, это признание значимости
дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к
дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
Разработка стандарта велась с 30 января
2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования под
руководством директора Федерального института развития образования Александра
Асмолова.
Как рассказал А.Асмолов, "в
соответствии с принятой разработчиками идеологией дошкольное детство
рассматривается в ценностной системе координат культуры достоинства, а не
только культуры полезности. В этой системе координат ребёнка ценят, а не
оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе;
образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не
сводится к сфере услуг.
В основу стандарта была положена
культурно-историческая методология развивающихся систем, согласно которой
критерием прогресса различных систем является рост вариативности входящих в эти
системы элементов. В контексте этой методологии образование выступает как
ключевой механизм поддержки разнообразия систем. Отсюда ключевой принцип
стандарта – поддержка разнообразия ребёнка и, соответственно, переход от
диагностики отбора к диагностике развития.
Центральная психодидактическая
технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со
сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка. Разработанный
стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на
жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий,
поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через
ворота детской игры".